Однажды я узнал, что в Москве планировали строить метро ещё до революции 1917 года, но так и не начали, потому что возражала Церковь. "Чёрт подери!", — подумал я. Как могут эти ретрограды выступать против очевидных и эффективных мер прогресса?
Но в последние годы я переменил свою точку зрения. Прогресс редко улучшает жизнь человека, редко делает его более счастливым. Дело в том, что прогресс обостряет конкуренцию между людьми, между сообществами, между целыми странами. Это напоминает приятную прогулку группы людей, которые вдруг узнают, что в километре есть скамейка, но она рассчитана только на троих. И вот они начинают невольно ускорять шаг, перестают разговаривать и смотреть по сторонам, любоваться природой — каждый хочет успеть на скамейку первым. В итоге трое самых шустрых занимают места, но удовольствия никакого — ведь последние 20 минут все как дебилы из последних сил упражнялись в спортивной ходьбе, а количество мест на скамейке от этого не увеличилось. Так и с прогрессом в целом, и с метро в частности: оно позволило нам быстрее доезжать до работы, но резко увеличило число конкурирующих специалистов, которые на эту работу могут претендовать. При этом претендент может тебя оттереть, а сам будет ездить на метро по три часа в день, проклиная свой выбор.
Если у вас есть 20 минут для вдумчивого чтения, очень рекомендую внимательно, вдумчиво изучить статью "Политическая экономия счастья" (в новом окне). Там здорово разбирают это тонкое понятие.
твоя пластинка играет не только без электричества, но даже и без патефона
Скорость передвижения иногда решает многие трудности.Поэтому не соглашусь с надругательством над метро.